Бытует мнение, что поляну бизнеса компьютерных клубов уже истоптали. А те, кто хочет сюда зайти - опоздали лет на 20. Пожалуй, по состоянию на 2019 год это было так. Турбулентные 2020-2023 года многое изменили. Стоимость топового компьютерного оборудования взлетела в 1,5-2 раза - именно этот фактор и открывает окно возможностей. Завести дома игровое оборудование за 150-200 тысяч рублей по карману не каждому, особенно целевой аудитории этого бизнеса - старшим школьникам и студентам. А вот посидеть пару часов порубиться в компании друзей на карманные деньги - идеально.
С чего начинается открытие компьютерного клуба? Как и в большинстве бизнесов - с анализа. Нужно найти оптимальную нишу и формат, а для этого изучить рынок. Возьмите радиус 5 км в районе, где хотите открыться (если вы в небольшом городе с населением менее 300 тыс. - анализируйте весь город).
Изучите всех конкурентов по максимальному набору параметров. Минимальный набор факторов, на наш взгляд, следующий:
- количество игровых посадочных мест;
- цены;
- уровень оборудования на выбор;
- набор доступных игр;
- часы работы;
- доступные допуслуги (аренда отдельного зала, закуски и бар и т.п.);
- качество локации (удобство, уют и комфорт в помещении и т.п.).
Этот анализ - основа для решений, в чем будет "фишка" вашего клуба. Ищете пробелы у конкурентов и делайте на них акцент.
Скорее всего, вы уже имеете представление о том, как всё хотите сделать, еще до этого анализа. Тут важно не попасть в ловушку исследователя и получить чистый результат, не подгоняя его под то, что вы хотите увидеть. Если анализ сделан верно, в 99% случаев ваша изначальная модель потребует корректировки по результату исследования.
Еще одна ловушка - пытаться быть лучшим во всем. Это не обязательно. Важнее быть лучшим в нескольких ключевых параметрах. Например, у вашего конкурента может быть дорогое топовое оборудование, но в туалете воняет, и негде посидеть с друзьями просто поболтать. Или в самое востребованное время заняты все места, и приходится ждать. Или от ближайшей остановки транспорта нужно идти целых 10 минут. А вы со своим средненьким оборудованием найдете помещение рядом с пединститутом, откуда к вам будут заходить классные девчонки (которым вы сделаете услуги за полцены), и конкурентное преимущество готово. Думаем, толстых намеков достаточно.
Далее вашу уже сформировавшуюся идею нужно обсчитать. Для общего понимания, бюджет открытия компьютерного клуба "средней руки" на 15 мест обойдется от 2 млн руб. Нормальный срок окупаемости - 1,5 года.
Основные статьи затрат:
- Игровые компьютеры в комплекте с лицензионным ПО (120-200 тыс. руб. за комплект)
- Телевизор 20 тыс. руб.
- Принтер 10 тыс. руб.
- Онлайн-касса 15 тыс. руб.
- Приставка XBOX 30 тыс. руб.
- Программное обеспечение для работы с клиентами клуба (например, Gismo, ggLeap, Technolika и SENET) в районе 1000 руб. за "машину" в месяц.
- Оформление и мебель - от 150 тыс. руб.
- Бар с закупкой товарного запаса - от 150 тыс. руб.
-
Общие показатели
-
Оборудование
-
Инвестиции
Определились с форматом и бюджетом? Далее основные этапы следующие:
- найти поставщиков компьютеров и ПО (еще до помещения - чтобы когда заключите договор аренды, оборудование могли заказать в тот же день);
- найти место (об этом далее);
- когда нашли место - сделайте поправку вашего формата на фактическую локацию. Например, нашли классное место недалеко от лучшего конкурента - придется усилить ваши отличия. Или целились в премиум-сегмент, но отыскали удачный ультрадешевый вариант помещения - корректируемся в средний, или даже бюджетный сегмент;
- зарегистрировать бизнес (ИП или ООО);
- заказать оборудование и ПО;
- заказать мебель;
- найти и обучить персонал. Стандартный состав: Управляющий (вы), Администраторы (2-4 человека в зависимости от режима работы), дежурные IT-специалисты (1-2 человека);
- установить оборудование и ПО, всё настроить;
- установить игры;
- организовать безалкогольный бар (напитки и снэки);
- сделать сайт и запустить рекламу.
Поскольку аудитория специфичная, каналы продвижения тоже нестандартные. Например, можно организовать соревнование или форум по сетевым компьютерным играм в честь открытия, пригласить топовых игровых блогеров в вашем городе, лидеров мнения. Подойдут и более стандартные каналы (например, если открылись рядом с ВУЗом - раздавайте листовки). Если в вашем городе котируется ВКонтакте, используйте и СММ. Вряд ли будут эффективными наружная реклама, радио, и даже контекстная реклама.
Критерии к месту очень зависят от выбранного вами формата и сегмента. Главное - будьте там, где ваша целевая аудитория (рядом с ВУЗами, общежитиями, школами, кинотеатрами, можно в спальных районах и т.п.)
Бюджетные варианты можно разместить и в подвале. Лучше рассматривать нежилые здания. В жилых зданиях даже при размещении в коммерческих (нежилых) помещениях есть нюансы - сложности при установке вывески, кондиционера, конфликты клиентов с жильцами, недостаточная мощность электроснабжения и т.п.
Крупные торговые центры тоже не лучший вариант: дороже, "жесткие" правила для вас и ваших клиентов, сложности с круглосуточным доступом и т.п. А если не заплатите аренду - скорее всего выселят без разговоров. Если ТЦ, то маленькие - с ними проще.
Огромным плюсом будет наличие уже готовой системы вентиляции и кондиционирования - вам эти допрасходы совсем не нужны, особенно если открываетесь на последние деньги.
Интернет нужен от 1 ГБ/с.
Разумеется, нужен доступ в санузел (а лучше иметь свой).
Для бизнеса компьютерного клуба идеально подойдет ИП. В отличие от ООО, ИП содержать дешевле и "понты" от ООО будут излишними. ООО имеет смысл делать, только если открываете бизнес с партнером, и джентельменского соглашения недостаточно. Представьте - вы хотите вывести себе прибыль 200 тыс. на личную карту. ИП это делает легко, мгновенно и без налогов. ООО же может заплатить вам зарплату (с налоговой нагрузкой от 40%), дивиденды (13%), или некоторые используют менее законные способы, при которых всё равно эта операция потребует от 6%. В любом случае ООО откусит у рентабельности в среднем 10%.
Используйте ОКВЭД 92.34 «Прочая зрелищно-развлекательная деятельность».
Сейчас вам большинство банков бесплатно откроют ИП, если будете у них обслуживаться (и возможно даже подарят ЭЦП).
Отнеситесь серьезно к документам по пожарной безопасности и охране труда. Вам нужны минимум:
- договор на обслуживание пожарной сигнализации;
- программа производственного контроля;
- корочки обученного по пожарной безопасности и охране труда;
- журналы учета инструктажей по пожарной безопасности и охране труда;
- журнал учета огнетушителей (и сами огнетушители);
- и т.п.
Итак, проверяем готовность.
- помещение готово к приему клиентов (порядок и чистота);
- мебель на своих местах;
- все компьютеры установлены, сеть настроена;
- установлены необходимые игры и ПО;
- есть зарегистрированная онлайн-касса;
- реклама приводит первые лиды;
- вывеска/навигация установлены;
- ИП/ООО зарегистрировано;
- вентиляция и кондиционирование работают;
- необходимые документы оформлены.
Разумеется, это крупными мазками. Вам нужно сделать подробный график открытия с чеклистом открытия, в котором на деле должно быть не менее 200 пунктов. Ниже вы можете скачать пример такого документа для компьютерного клуба.
Комментарии •0